Важные проекты
Телефоны
Адрес
м. Кривий Ріг, проспект Поштовий, будинок 1, офіс 200
В течение двух тысячелетий евреев ассоциируют с алчностью и одержимостью деньгами. Откуда происходит такое убеждение и правдиво ли оно?

Рембрандт «Иуда возвращает 30 серебряников»

В 17 веке выдающийся художник Рембрандт написал картину «Иуда возвращает 30 серебряников». Эта работа изображает сцену раскаяния Иуды, предавшего Иисуса за такую цену. Именно Иуда исторически стал синонимом предателя и начал ассоциироваться с евреями даже на лингвистическом уровне, ведь слово «еврей» и «Иуда» очень похожи во многих языках. Такая ассоциация начала распространяться в обществе, несмотря на то, что все 12 учеников, как и непосредственно Иисус, также были евреями, однако именно Иуда стал этим плохим евреем и предателем.

Джон Гамильтон Мортимер «Шейлок»

Примечателен также образ Шейлока – еврея-ростовщика из произведения Шекспира. Произведение «Венецианский купец» создавалось Шекспиром в период усиления антисемитизма в Англии. Во времена Эдуарда II иудеев изгнали из страны, впоследствии крещеного еврея Родриго Лопеса обвинили в подготовке покушения на жизнь королевы – все эти процессы подпитывали популярность антисемитских произведений. Так, на сцене Шейлок был показан с отвратительным крючковатым носом и рыжей бородой – карикатурным и стереотипным образом евреев.

«Путь Красного моря — это путь крови», итальянский плакат 1944 года, на котором изображены улыбающиеся еврейские банкиры, несущие мешки с деньгами мимо мертвых солдат

Историческое объяснение тесной связи евреев и денег состоит в том, что для них часто налагался запрет заниматься многими видами деятельности, а иногда запрещалось владеть землей. Таким образом, единственным доступным способом заработка для евреев стало ростовщичество – кредитование под высокий процент. Для христиан такая деятельность была недоступна, поэтому еврейское ростовщичество привело к напряжению отношений между представителями двух религий. Часто ли мы положительно относимся к своим кредиторам или банкам? Данный вопрос риторический.

«Ядовитый гриб», Германия, 1938 год. Нацистский пропагандистский плакат для детей относительно еврейской угрозы. В тексте отмечено: «Деньги – это Бог еврея. Он совершает самые большие преступления, чтобы заработать деньги»

Кроме того, в христианском обществе стремление к богатству и прибыли считалось греховным. В то же время в иудейских обычаях деньги играют не только материальную, но и символическую ценность. Иудаизм охватывает не только высокие, духовные вещи, но и довольно земные. Деньги необходимо использовать для хороших дел и поддержки общества. Так, христианское общество начало ассоциировать евреев с некоторым Другим, греховным, лишенным добродетелей и одержимым деньгами.

Данный миф относительно евреев был достаточно выгоден для правителей на протяжении веков, он позволял возложить на этого Другого обвинение в бедности всего населения и в любых других неурядицах.

Немецкая карикатура 19 века на Мейера Амшеля Ротшильда изображает его как насос с двумя ручками, разливающий наличные государственным деятелям и банкирам

Подобные идеи также позволили демонизировать обеспеченные еврейские семьи, например Ротшильдов. Высокий уровень доходов семьи считался чем-то полученным незаслуженно, исключая возможность того, что такие результаты являются отражением упорного труда.

Даже в современности продолжают властвовать многолетние теории заговоров, в которые прекрасно вписывается миф о одержимости евреев деньгами. Ведь это позволяет переложить ответственность за любые грехи на кого-то удобного.

Архетип жадного еврея, к сожалению, занял выдающееся место в культуре, он мигрировал с картин выдающихся мастеров в пропагандистские плакаты 20 века и продолжает жить в сознании многих людей до сих пор. Так миф о связи евреев и денег привел к распространению антисемитизма и многих преступлений против человечества.

Провести мероприятие

Создать группу

Пройти обучение