Важные проекты
Телефоны

Как помочь, а не навредить …

Эпидемия коронавируса настолько неожиданно ворвалась в нашу жизнь, что принесла множество изменений, к которым мы оказались не совсем готовы. Одним из таких нововведений стал карантин в учебных заведениях и организация обучения школьников и студентов онлайн. В настоящее время во многих школах дети до сих пор учатся онлайн или совмещают учебу в школе с самостоятельной работой дома. Поэтому советы по дистанционному обучению, о которых мы поговорим в этой статье, будут полезны для многих родителей.

Критика дистанционного обучения

В начале дистанционного обучения много родителей и учеников выражали недовольство и активно критиковали как систему образования в целом, так и организацию онлайн-обучения. На это существуют понятные причины.

Большинство школ оказались не готовы к дистанционному обучению. За редким исключением, руководство школ и других учебных заведений проводили специальную подготовку и инструктаж учителей по организации дистанционного обучения. Так же далеко не во всех учебных заведениях существовали специальные программные платформы для эффективного дистанционного обучения. Многим преподавателям пришлось в срочном порядке разбираться с бесплатными программами, которые могли бы решить поставленную задачу. В большинстве случаев им никто не мог помочь и квалифицированно проконсультировать в этом вопросе.

Так же не подготовленными оказались и родители. Ведь организация дистанционного обучения детей дома также требует некоторых знаний. О них мы и поговорим ниже.

Советы родителям по дистанционному обучению

Ниже мы опишем ситуации, с которыми чаще всего встречаются родители при дистанционном обучении, а также попробуем найти пути их решения.


Ситуация 1. «Ребенок не слишком мотивирован онлайн-обучением».

В дистанционном обучении есть свои нюансы. Ребенок не может сравнить свои достижения с успехами других детей. Он как бы заперт в своем онлайн-пространстве.

Как же мотивировать ребенка к онлайн-обучению, тем более, если раньше она его не практиковала? Здесь нужно четко поговорить с ребенком, объяснить важность дальнейшего обучения, его серьезность и некоторые особенности. В разговоре используйте внутренние мотиваторы такие, как:

  • Получение знаний нужно для осуществления мечты.
  • Получение знаний делает тебя самостоятельным.
  • Получение знаний поможет тебе найти свое место в жизни, свое призвание и тому подобное.

Даже если у вашего ребенка раньше не возникало проблем с дисциплиной и обучением, в новых условиях, к которым он не готов – они могут возникнуть. Поэтому не оставляйте ребенка наедине с проблемой, помогите ему разобраться, как все работает.


Ситуация 2. «Ребенок не имеет своего места для обучения дома».

Постарайтесь организовать для ребенка полноценное, желательно изолированное, учебное место, где ему будет удобно. Ребенок не должен учиться, лежа в постели или развалившись в кресле. Это формирует у него легкомысленное отношение к учебе и влияет на результативность. По возможности, уберите из поля зрения все, что может отвлекать от учебы: игрушки, гаджеты, домашних животных и тому подобное.

Это сложно сделать, если у вас небольшая квартира, но, в любом случае, стол и стул, а также тишину на время занятий можно будет обеспечить.

Если это возможно, предоставьте ребенку отдельное устройство (компьютер, планшет, смартфон) для обучения. Нежелательно, чтобы он пользовался гаджетами своих родителей, особенно если они используются для работы или на них сохраняется финансовая или личная информация. Ребенок может нарушить работоспособность программ устройства, увидеть или даже поделиться с другими нежелательной информации. Тем более некоторые программные комплексы, которые используются для обучения, плохо защищены от взлома.

Если у вас нет возможности дать ребенку отдельное устройство – создайте для него отдельные аккаунты, исключите доступ к остальному содержанию устройства и настройте соответствующие параметры безопасности. Регулярно проверяйте устройство, которое ребенок использует для обучения онлайн, чтобы вовремя прекратить нежелательные действия. Установите на него необходимое защитное программное обеспечение.


Ситуация 3. «У ребенка плохая дисциплина во время онлайн-обучения».

К сожалению, есть много случаев, когда дети активно нарушают дисциплину, не выполняют указания учителя, мешают проведению занятий, отвлекая других учеников. Бывают ситуации, когда дети, будучи уверенными в своей безнаказанности, откровенно оскорбляют и унижают учителей.

Иногда такое поведение может быть проявлением стресса у ребенка, его страхов от ситуации, дискомфортом от новой, непривычной и непонятной системы образования. Особенно, если ранее такое поведение за ребенком не наблюдалось.

Поэтому, как мы уже отмечали выше, следует говорить с ребенком, объяснять ему серьезность и важность обучения, хотя и в такой форме. Ребенок должен сам понять, что дистанционное обучение – это та же школа, только в других условиях.

В домашних условиях ребенку труднее сосредоточится, у него больше отвлекающих факторов, а во многих компьютер или смартфон ассоциируется только с развлечениями. Поэтому здесь важно придерживаться привычного распорядка дня: время сна и бодрствования, время начала уроков, перерывы и тому подобное. Резкие изменения в режиме дня могут привести к излишнему напряжению и стрессу.

Также ненавязчиво контролируйте учебный процесс. Некоторые дети могут уклоняться от учебы или выполнения задач, пользуясь недостаточной компетенцией родителей. Они могут объяснять это техническими неполадками, особенностями программ.


Ситуация 4. «Ребенок не знает, как себя вести перед камерой».

Расскажите ребенку об основах онлайн-этикета и онлайн-общения. Объясните ребенку, что перед камерой нужно сидеть так же, как и в школе за партой на уроке, ведь ее все видят.

Также подберите для ребенка подходящую одежду для таких занятий. Не стоит заниматься в пижаме или домашней одежде. Вместе с ребенком подберите удобный и подходящий для занятий вариант. После окончания уроков ребенок назад может переодеться в любимую футболку.

Вы также не забывайте, что ваш ребенок находится на связи онлайн и поэтому все, что происходит в квартире слышно, а в некоторых случаях – даже видно всем. Поэтому не допускайте выяснения отношений, ссор, разговоров на повышенных тонах или с использованием оскорбительных выражений, даже в шутку. Не ходите перед камерой в нижнем белье, пижаме или ином виде, который может смутить вашего ребенка и его одноклассников. Не критикуйте учителей или систему так, чтобы это слышали другие.

Также будьте внимательны к тому, что попадает в кадр камеры, которую использует ваш ребенок. Крайне нежелательно, чтобы другие люди видели элементы быта и интерьера вашей квартиры (дорогую технику, мебель, украшения и т.п.), поскольку эта информация от детей может попасть к злоумышленникам. Особенно учитывая тот факт, что некоторые трансляции и записи урока плохо или совсем не защищены и могут оказаться в открытом доступе.


Ситуация 5. «Вы не уверены в кибербезопасности вашего ребенка».

Продолжая тему кибербезопасности, расспросите учителя и проконтролируйте, каким образом передается информация, в том числе персональные данные вашего ребенка; как хранится информация об учебном процессе, кто к ней имеет доступ и как она защищена и тому подобное. К сожалению, особенно на первых этапах начала обучения, информация передавалась по открытым источникам и сохранялась в свободном доступе.

Также стоит узнать, как защитить ребенка от киберпреступников. Ведь, как показывает статистика, количество киберпреступлений за время карантина только возросло. Для этого предлагаем ознакомиться с нашим интервью с советницей по вопросам безопасного Интернета Анастасией Дьяковой по ссылке ниже.

Как защитить детей от киберпреступников? Рассказывает Анастасия Дьякова, основательница проекта #stop_sexтинг

Еще несколько советов для родителей
  • Регулярно общайтесь с ребенком, спрашивайте его о том, как прошли уроки, какие у него возникли вопросы и проблемы, в чем нужна помощь. Родители должны помогать и поддерживать ребенка в это трудное время. В конце каждого дня обсуждайте с ребенком успехи и неудачи в день. Стройте планы на завтра.
  • Если ребенок испытывает трудности в пользовании техникой, помогите ему приспособиться к продуктивной работе с компьютером. Научите его пользоваться принтером и сканером. Ведь если у него что-то не получается, это отбивает желание учиться. Пройдите несколько уроков вместе с ним.
  • Следите за коммуникацией ребенка и преподавателя. Несмотря на то, что это удаленная школа, такой контакт должен стать обязательным. Обратная связь с учителем – важный фактор усвоения знаний.
  • Устраните отвлекающие факторы. Работа над учебным материалом должна проходить в комфортных, благоприятных к учебе условиях. Максимально разгрузите ребенка во время домашних уроков от других видов деятельности.
  • После прохождения каждого урока, специалисты советуют проводить физкультминутку. Вы можете приучить к этому своего ребенка, ведь физическая активность пойдет только на пользу и поможет умственно отдохнуть во время перерыва.
  • Совместно ищите решение в спорных ситуациях. Не скупитесь на слова поддержки и объятия. Если ребенку трудно, страшно, тревожно, и вы понимаете, что своими силами не справиться, то вы всегда можете рассчитывать на помощь классного руководителя и школьных специалистов.
  • Если ваш ребенок хорошо знаком с компьютером и не испытывает трудностей коммуникации онлайн, дайте ему больше свободы. Такая взрослая и серьезная форма обучения может раскрыть в нему неожиданные таланты самоорганизации. Ведь он не просто играет в «стрелялку» или бродит по сети в поисках интересных для него контактов, он занят серьезным делом. Дайте ему почувствовать ответственность!

В качестве заключения хочется отметить, что дистанционное обучение хоть и не способно полноценно заменить очную форму, однако, в условиях кризиса является отличным и достаточно эффективным инструментом для передачи и контроля знаний. Правильная организация и реализация онлайн-обучения позволят вам и вашим детям выйти из этой ситуации с минимальными потерями.

Провести мероприятие

Создать группу

Пройти обучение